Церковь может вернуть геев к традиционной сексуальной ориентации – так считает председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион. Об этом он заявил в эфире программы «Церковь и мир» на России 24. Митрополит рассказал, что опыт работы церкви с людьми, имеющими нетрадиционную сексуальную ориентацию, показывает, что в очень многих случаях «человек либо полностью избавится от этого, либо так построит свою жизнь, чтобы это не мешало ему быть полноценным семьянином». Он также сослался на исследования ученых, которые, по его мнению, подтверждают, что сексуальная ориентация не является врожденной, а складывается в раннем детстве под воздействием многочисленных факторов. Также он высказался категорически против усыновления детей однополыми парами, трансгендерами и лицами нетрадиционной сексуальной ориентации. Я прокомментировал это заявление в прямом эфире телеканала Дождь.
Ведущая: Возвращаясь к словам митрополита Илариона, который напомнил об исследованиях, которые показывают, что сексуальная ориентация не врожденная, а складывается, насколько вообще известно о таких исследованиях, действительно ли они существуют и, если они есть, как Вы к ним относитесь?
А.М.: На самом деле таких исследований довольно много и ведутся они примерно последние 50, может 70 лет, но нет в стане ученых единогласия и единомыслия по этим вопросам. Изначально действительно говорили о том, что это носит исключительно генетический характер. Потом говорили, что это процесс вовлечения, то есть совращения малолетних различными преступными элементами. Потом стали говорить о том, что такова социальная доктрина, что мне по сути своей ближе всего, потому что такая на сегодняшний день тенденция существует – очень активное продвижение гомо состояний и различные довольно серьезные издания об этом пишут. Я считаю, что эта тема по большей части находится на откупе у социума и эти тенденции, на мой взгляд, искусственные. Они искусственно поддерживаются, и я полагаю, что основная их цель – это, конечно, разрушение.
С другой стороны вопрос, который поднимает специалист церковный, вносит, на мой взгляд, некие сомнения, потому что за последние лет 10-15 по крайней мере католическая церковь сделала несколько весьма серьезных и весьма сомнительных заявлений на предмет того, как ситуация обстоит вообще в самой церкви. Поэтому здесь, мне кажется, опираться исключительно на мнение ученых и служителя церкви немного мало и несколько огульно. Я полагаю, что этот вопрос, если и решать, то нужно решать совсем иными силами, гораздо большими, и привлечением профильных специалистов.
В.: А слова о том, что можно это все исправить? Мы часто слышим, например, истории людей, которые говорят, что они долго сопротивлялись своей гомосексуальной ориентации, не хотели это признавать, опять же под давлением общества, которое, ну российское общество, по крайней мере, к этому очень не толерантно. И как громкие слова митрополита, довольно авторитетного для кого-то человека, могут повлиять на таких людей, которые не могут определиться, а тут им говорят: «Ребят, вы такими не родились, вас такими сделали, поэтому можно все исправить»?
А.М.: Мы здесь говорим о чем? – О том, что церковь противопоставляет себя социуму, который, вроде как, явился производной для подобных ситуаций. Но даже в изречениях этого служителя церкви есть некие противоречия, потому что сделать, например, не «излечить» ситуацию, а сделать человека адаптивным, чтобы он мог сохранить свое восприятие сексуальное и при этом мог как-то адекватно существовать в обществе и жить в семье – вот здесь противоречие номер один, оно такое, большое.
А с другой стороны, коль скоро мы говорим о некой терпимости по отношению к этим людям, которых, кстати, я не знаю ни одного случая, чтобы их где-то зажимали или как-то унижали, и что-то происходило такое уникальное. За исключением тех моментов, когда она сами берут свои знамена и выходят в центры городов, привлекая к себе внимание. Но получается, что, вроде бы как, церковь призывает нас к толерантности, к терпению, к смирению, и в тоже время довольно мощная позиция этих людей отдистанцировать: не позволять им усыновлять и не позволять им что-то еще, то есть какие-то гражданские права. Эта два таких, на мой взгляд, больших кластера, которые не позволяют мне как специалисту отнестись к заявлению служителя церкви серьезно.