Сегодня речь пойдет о самооценке и ее вариантах, а точнее видах, коих, считается, есть ровно три: заниженная, адекватная и завышенная. Кто-то убежден, что заниженная самооценка стимулирует человека на движение вперед, а кто-то, что, наоборот, мешает. О том, как же дела обстоят на самом деле, мы говорили с Маргаритой и Александром – ведущими прямого эфира на радиостанции Маяк.
М.: Александр, здравствуйте! А вы не могли бы нам четко по понятиям разделить, и мы уже будем народ мучить, как им эта самооценка заниженная, адекватная или завышенная строить и жить помогает, или наоборот мешает.
А.М.: Давайте попробуем. Ведь под самооценкой можно понимать самые разные параметры. И когда мы говорим о том, что самооценка снижена – это может иметь отношение к профессиональным каким-то навыкам, к образованию, к внешнему виду, к возможности, например, соответствовать тому кругу, который хотелось бы посещать.
М.: Это происхождение что ли? От сохи или, наоборот, голубая кровь?
А.М.: Это проявление. Завышенная самооценка как раз имеет строго противоположную ситуацию, когда я обеспечиваю себе некий компенсаторный механизм. Ну, например, у меня нет образования, зато у меня брендовые шмотки. У меня нет, например, какой-то работы качественной, не сказать престижной, но зато у меня родители крутые и в восемнадцать лет уже есть какая-то крутая машина. И тогда вот этот баланс определенным образом восстанавливается. Я бы хотел немножечко усомниться на предмет адекватной самооценки как третьего варианта. Потому что мы скорее говорим не об адекватности, а о тех самых компенсаторных механизмах. Например, скромненько и бедненько, но зато очень интеллектуально и тогда человек вроде бы как адекватен и говорит: «Да, по одежке встречают, но провожают все-таки по уму». И мы говорим о том, что есть такой механизм, который помогает человеку социализироваться и строить какие-то реальные планы.
А.: То есть получается, что у человека существует всегда что-то, за что он себя любит и что-то за что он себя не любит и это сочетание является как бы самооценкой.
А.М.: Да. Или что-то, что его устраивает, например, из того, что у него есть и что-то, что ему хотелось бы поправить. Вот здесь мы как раз выходим на позицию стимула. Есть в этой ситуации стимул или нет? И вопрос стимула определяется как раз двумя моментами. Момент первый – это наличие соответствующего уровня нервной системы, то есть, например, устойчивой или неустойчивой. Второй момент – это наличие или отсутствие правильных поведенческих навыков, которые позволяют решать те или иные вопросы с позиции достижения. Вот эти два момента, собственно, и обеспечивают абсолютную компенсацию именно с позиции восприятия самооценки.
А.: То есть все-таки получается, что комплекс является двигателем к совершенству.
М.: Нет, не получается.
А.М.: Не получается.
А.: Не получается? То есть человек считает, что он толстый, и он не хочет поэтому худеть или: «Ой, да, Бог с ним, тогда и буду толстым дальше»?
А.М.: Да, второй вариант! Тогда он придумывает для себя массу разных слов, что хорошего человека должно быть много и: «Меня и так устраивает, меня и таким любят. И это не главное, а что-то еще главное – стремиться к светлому будущему» — вот в этом и будет компенсация, которая будет определяться этими двумя важными моментами. Наличием навыков по преодолению и достижению и соответствующей стабильностью нервной системы, которая позволяет эти навыки реализовать.
А.: То есть Вы считаете, чтобы человеку стать лучше, ему надо полюбить себя. Получается так?
А.М.: Ну ему нужно… понимаете, есть ведь некий усредненный вариант, не то чтобы себя полюбить…
А.: Потому что если он себя полюбит, зачем ему тогда становиться лучше?
А.М.: Совершенно верно! Потому что тогда он может договориться до того, чтобы вообще ничего не менять. «Я себя люблю!» — и все. Но есть некие социальные механизмы…
М.: Маркеры.
А.М.: Совершенно верно, да. Аспекты, по которым человек либо хочет себя продвигать, и тогда мы говорим о том, что он пытается скомпенсировать что-то, если это чрезмерно. Ну, например, прорваться в какую-то богемную ситуацию или посещать какие-то крутые клубы. Либо человек будучи, например, тревожным, от ситуации отступает и говорит: «Ну да, но и так вот все нормально. У меня есть мама, которая меня любит. Есть партнер, который ко мне тепло относится и который не предъявляет мне завышенных требований и это позволяет мне, в целом, чувствовать себя неплохо. Может какая-то болезнь психосоматическая приключиться, но это тоже не страшно, потому что это все лечат».
М.: Вопрос еще, знаете, какой меня беспокоит: если самооценка – это значит оценка самой личностью себя…
А.М.: Нет.
М.: Ну а как тогда родители, окружающие люди могут твою самооценку либо завысить, либо занизить, либо вообще втоптать?
А.М.: Совершенно верно. Именно поэтому я и поспешил сказать нет. Сам себя человек не может оценить никаким образом уже в силу того, что все относительно.
М.: Как это не может? Ты сам себе режиссер! В зеркало смотришь – все про себя знаешь. Ну, в определенном возрасте, я думаю.
А.: Ну, ты вот посмотрел в зеркало, а потом тебе написали про то, что на самом деле существует.
А.М.: Совершенно верно! В определенном возрасте, в частности в подростковом, практически в ста процентах случаев, ребенок недоволен своей внешностью. И даже есть такое понятие дисморфофобия, когда подросток это очень тяжело переносит. Но со временем это проходит. Так вот для того, чтобы дать оценку чему-то – нравится, не нравится – у нас должно быть что-то, с чем мы это должны сравнить. Даже есть целые музеи, насколько я знаю, эталонов, целая палата пробирная, которая как раз нам эти эталоны и предлагает. Сам себе человек оценку не может дать никаким образом! Все относительно и все в сравнении. Всегда!
М.: Ну ладно, значит наша ответственность, как родителей, быть аккуратными в этих оценках своего малыша или просто объективными и честными? Как тут быть?
А.М.: Второе и третье, то есть последнее и предпоследнее невозможно в принципе.
М.: Потому что это твой ребенок. Правильно, так…
А.М.: Это, во-первых. Во-вторых, любое мнение, а тем более оценочное, оно всегда субъективно. Оно не может быть объективным по определению.
М.: Ну а как, честность же есть? Если ты будешь жрать на ночь окорочка и Кока-колой запивать, значит, ты растолстеешь, тебя разнесет – ты толстый!
А.М.: Отлично. А если нет?
М.: Тогда не будешь! Ну, ребенку же надо правду говорить, глаза открывать.
А.М.: Да, без сомнений, но правда должна быть очень сдержанной и очень взвешенной, потому что для ребенка родитель – это, фактически, небожитель.
А.: Да, если уже родитель отвернулся, то все, фактически – хана.
А.М.: Да. И особенно родителям надо быть крайне осторожными именно в сравнении с другими людьми, другими детьми. Формулировки типа: «Посмотри, вот Маша!» или «Посмотри, вот Петя совсем другое дело, а вот ты такой!» — это самая катастрофичная тема. Поэтому если хочется кого-то с кем-то посравнивать, то только внутри семьи: «Вот у тебя характер папы, а внешность мамы» — или что-нибудь еще.
А.: Или, например, сравнивать его с самим собой: «Вот ты не ел вчера на ночь, смотри, как хорошо получилось! А сегодня ты съел свинью на ночь, и это хуже получилось».
А.М.: Великолепно! Сняли с языка! Это как раз выражение Конфуция, который говорил, что если с кем себя и сравнивать, то это исключительно с самим с собой.
А.: Я все-таки Конфуций оказался.
М.: Конфуций наш, да, новосибирский.
А.М.: И если попытаться кого-то превзойти, то это, опять же, самого себя, но только настоящего.