Студент Бауманки убил девушку. Не просто убил. Парень сперва задушил её, потом несколько раз надругался над телом и покончил с собой. Все свои действия молодой человек описывал в соцсети — описание заняло четыре страницы.
Но все же почему психолог и психиатр, у которых наблюдался Артем, не смогли предотвратить трагедию и вовремя госпитализировать парня?
Диагностику состояния могло усложнить то, что подозреваемый в убийстве употреблял наркотики. Зачастую это не позволяет поставить точный диагноз. А то, что парень довольно серьезно увлекался психотропными веществами, читается даже по его предсмертной записке: слова повторяются, его «пожелания» друзьям носят пафосный характер, он ведет себя как сверхчеловек. Поэтому вполне возможно, что врач-психиатр, к которому в предсмертной записке обращается молодой человек, мог работать не расстройством психики Артема, а с его наркотической зависимостью…
Но даже в случае своевременной диагностики парня вряд ли бы госпитализировали.
Даже если психиатр понимает, что пациент нуждается в серьезной психиатрической помощи, закон о психиатрии не позволяет врачу настаивать на его госпитализации. На это должен дать согласие сам пациент. Насильственно человека можно положить на лечение лишь в ряде исключительных случаев: либо по решению суда, либо если он опасен для самого себя, но тогда, образно выражаясь, родственник несколько раз должны вынимать пациента из петли. Либо если он опасен для окружающих, но и это не потенциальная или предположительная опасность. Человек должен чуть ли не по двору с бензопилой бегать.
Могли ли окружающие Артема друзья предвидеть такой исход событий? Может, в его поведении были какие-то «звоночки»? Думаю, были, и это понятно по его предсмертной записке. Она многих может ужаснуть. Но, думаю, что и речь этого молодого человека, особенно в состоянии измененного сознания, была очень приближена к этому тексту. Не заметить это нельзя. И это должно было насторожить.