Новое уголовное дело возбуждено в Москве относительно сектантов. Это уже не первое громкое дело о сектантах за последнее время. Не редко в результате работы таких организаций страдают не только кошельки адептов секты, но здоровье и жизнь. Эту почти ставшую вечной тему мы обсуждали в прямом эфире с ведущей Москвы 24.
Ведущая: Александр, здравствуйте! Есть такая теория, что под действие сектантов, как правило, попадают люди с психологическими проблемами, которые находятся в трудной жизненной ситуации, ну или что-то подобное. А люди социально активные и успешные, в общем-то, от этого застрахованы. Верна ли эта теория, или мы с вами и наши зрители тоже могут поддаться вербовке?
А.М.: Вы знаете, она верна лишь отчасти, потому что проблемные ситуации случаются у разных людей. Не только у тех, кто социально активен или социально пассивен, но это в принципе часть человеческой жизни – какая-то проблематика, конфликты, потери, утраты – что-то такое тяжелое, что человеку сложно перенести одному. Но ситуация заключается в том, что если есть социальный институт призванный, способный и должный решать эти проблемы, то тогда никаких сложностей у человека как у личности социальной не возникает. Если эти институты по каким-то причинам начинают, либо работать плохо, либо дают какие-то сбои, либо не отвечают в полном объеме каким-то чаяниям, пожеланиям, а, может быть, и не стремятся соответствовать своей букве или параграфу закона или какого-то внутреннего правила, тогда человек пускается в тяжкие и потом мы находим не очень лицеприятные известия.
В.: Но есть же церковь, наконец, РПЦ и другие религии почему обязательно псевдорелигиозный какой-то деструктивный культ? В чем его притягательность?
А.М.: Отчасти речь идет о том, что для человека, чем туманнее и таинственнее, тем интереснее, а вроде бы как и действеннее, понимаете? Вот зарядили воду – нам ее десять лет заряжали, все девяностые, кто воду, кто аккумуляторы, кто еще что – и людей это притягивало, именно таинство. Когда производят какие-то действия знакомые много раз виденные, много раз слышанные и в которых начинают сомневаться, ссылаясь на какие-то глубинные знания двух-трех-четырех тысяч лет назад написанные – это как-то человека немножко притупляет. А тут что-то новое! Экзерсизм какой-то, какое-то солнце, какая-то вода: исцели, обмой, смой с меня и так далее. И человек вовлекается. С одной стороны. С другой стороны это то, что ближе и проще: не надо куда-то идти, к тебе приходят, понимаете. Это окружается определенным ореолом, чего нет в других, ну, скажем так, мягко, государственных религиях. Там это не прослеживается. Там речь идет о том, что, хочешь – приходи, не хочешь – не приходи. А здесь – приходи, мы поможем, мы спасем тебя! Мы сделаем то, о чем ты так долго чаял!
В.: То есть это не на страхе основано?
А.М.: Нет, ну какой же здесь страх? Здесь сначала речь идет о некоем предложении. Если начнут человека запугивать: «Если не придешь – мы сами придем к тебе!» – здесь не склеивается. А вот то, что мы решим твои проблемы, то, что мы сделаем за тебя и для тебя то, что положено, но это не происходит, собственно, игра именно на этом. Что тебе должны, но этого не дают, что ты заслужил, но тебе нужно еще бороться за это и так далее. А здесь, пожалуйста, да, пришел – включили свет, солнце, полилась вода, зазвучали звуки пламени или как-то там. Это очень удобно.
В.: А за счет чего удается сектантам добиваться, чтобы люди отдавали свои деньги? Какие практики они используют?
А.М.: Здесь нет ничего сверхъестественного. Всегда самый ходовой товар, во все времена, это надежда. Она и продается и всегда продавалась, когда тебе дают какое-то обещание, что произойдет что-то удивительное, произойдет очень быстро и, главное…
В.: Надежда на чудо.
А.М.: Да, и ты вот денег отдал – чуть-чуть, малую толику – и тебе ничего не надо больше делать! Понимаете? Вот в этом тот самый, главный сплав. Денежек немножко положил и сиди смиренно, смотри на солнце или как-то там еще поступай. И все! Любое другое заведение, любой другой институт предполагает написание заявление, хождение по врачам, по казенным местам каким-то и так далее. То есть это время, усилие, а человек уже устал, он уже приложил их много, он уже ищет спасения – того самого чуда, как правильно было замечено.
В.: А как понять, что, может быть, твой знакомый или близкий человек попал под действие сектантов и что с этим делать?
А.М.: Ну, секты немножечко все-таки, при всех общих характеристиках, разнятся. Сам человек вряд ли чувствует момент, когда он уже закабален. Но там хитрость в чем – человек проходит несколько фильтров. Сначала он откликнулся или не откликнулся. Потом почитал книжку или не почитал. Пришел на общее собрание или не пришел. Пришел? Не надо много – заплати сто рублей. И шаг за шагом человек туда вовлекается. Естественно он попадает в поле психологической поддержки, может быть даже какого-то психотерапевтического участия. Он включается, его приемлют, ему там рады, его окружают теплом, заботой, вниманием – всем тем, что человек ищет и не может найти. А здесь это его настолько обескураживает и вовлекает в процесс взаимодействия, что он теряет волевую составляющую и способность, скажем так, рассудительно к ситуации отнестись и понять, где же эта грань за которой ты уже за воротами.
В.: Так, а делать-то что? Вразумить, извините за пафосное слово, как-то можно такого человека?
А.М.: Если он прошел все фильтры и стал адептом, а тем более секты, а тем более тоталитарной, то шансов очень мало, потому что он. Еще раз повторю, прошел все фильтры. Тот, кто их не прошел, он и не нуждается в поддержке. Тот, кто прошел – это человек, которого уже отобрали, который уже обладает соответствующим состоянием, соответствующим набором характеристик психологических: темпераментом, характером и так далее – он уже там, уже отрекся от многого. Поэтому возвращать человека очень тяжело, зачастую крайне тяжело и используются для этого специальные техники психотерапевтические и участие родственников, близких, друзей и так далее. То есть очень много после этого должно включиться различных механизмов. Поэтому подход очень простой – надо быть теплее, и ближе, и внимательнее к своим близким, и пытаться им помочь в решении их вопросов. Ну и, конечно, это вопрос взаимодействия с социумом. Что само по себе довольно сложно, но искать выходы все равно нужно именно таким образом. Нельзя верить в чудо и уповать только на чудо.