Ранее вы узнали, что же такое бронхиальная астма и невротический кашель и как формируются механизмы этих болезней. Теперь я расскажу вам о том, кто же подвержен больше всего подобным проблемам.
Это не простая личность – это человек с определенным генетическим набором, то есть тем, что ему досталось от предков. Но генетического набора для понимания того, что это за личность, немножко мало. Потому что в эту ситуацию вплетаются такие тяжелые моменты как воспитание, формирование правильного или, в нашем случае, неправильного восприятия себя и окружающей среды.
Суть особенности воспитания сводится не только к тому, чтобы привить определенные навыки по самообеспечению, но и навыки, позволяющие человеку правильно взаимодействовать с окружающей средой: правильно понимать, что происходит, оценивать ситуацию и вот в этой понятийно-оценочной схеме простраивать свою форму поведения.
Иными словами, ребенок приходит в этот мир с тем генетическим набором, который ему передали родители. В этот генетический набор кроме внешности входят такие критерии как характерологические черты и особенности темперамента. А вот дальше происходит самое интересное. Этот же самый набор, назовем его так, генов, свойств и качеств попадает в определенные условия: его начинают воспитывать, тренировать, ему рассказывают о том, что ждет его в этой жизни, пытаются предостеречь, спасти и, возможно, тем самым привить определенную форму поведения, которая в перспективе способствует развитию неправильных состояний. Например, бронхиальной астмы и невротического кашля.
Основной характерологической чертой такого человека, конечно, будет являться тревожность. С тревожностью можно бороться по-разному. Но у ребенка есть ровно один маленький механизм, как побороть тревожность – это привлечь к себе внимание. Криком, плачем, любым способом он, привлекая это внимание, обеспечивает себе окружающее. Это внимание позволяет ему чувствовать себя спокойнее, увереннее и защищеннее. И чем чаще родители откликаются на крик ребенка, но откликаются именно с позиции гиперопеки, тем быстрее происходит фиксация этих событий, обеспечивая ребенку демонстративные черты. Он должен находиться внутри, и для этого нужно определенным образом себя вести, удерживая внимание окружающих, получая заботу, уверенность и покой.
Чрезмерное внимание к ребенку обеспечивает ту самую фиксацию, которая позволяет взаимодействовать. И внимание родителя сопровождается, естественно, медицинскими процедурами, какими-то движениями, консультациями. И это формирует вторую важную и значимую черту – это ипохондрия, так называемая, это поиск болезни. Но для нарушения дыхания характерен очень специфический поиск болезни – этим занимается не сам ребенок, а он формирует у окружающих чувство, что нужно привлекать специалистов, нужно искать болезнь, найти ее и лечить.
Ребенок растет опасливым, тревожным и боязливым, особенно с точки зрения выражения собственных эмоций. При всей его демонстративности, он часть этих эмоций вынужден сдерживать. И сдерживать он их может одним единственным способом – задерживая дыхание.
В этот момент формируется основная психологическая проблема, суть которой сводится к непониманию: к желанию высказать что-то и страху, сдерживанию этого. Вот такая дуальность формирования вдоха и выдоха одновременно приводит к тем самым проблемам: кашлю, когда организм, защищаясь от такой формы психологического давления, вынужден очищать бронхи, и бронхиальной астме, как некоему следствию этого процесса.
Психоаналитики считают, что основой формирование этого дуального процесса являются напряженные отношения между ребенком и матерью, когда ребенок одновременно желает и тепла, и принятия и в то же время опасается этого, потому что испытывает страх, тревогу и опасность самовыражения.
Иными словами, мы наблюдаем специфические «качели»: ребенок, вроде, нуждается в тепле и в то же время опасается, он хочет принятия и в то же время не уверен, он стремится к матери, но боится выражать свои собственные эмоции. Вот в этих «качелях» и формируется проблема.
Вот вы и узнали, кто же подвержен таким серьезным проблемам с системой дыхания как бронхиальная астма. В дальнейшем я расскажу вам о том, чем же опасна эта ситуация. Смотрите, слушайте и думайте.