Для каждой эпохи характерно свое восприятие депрессивных переживаний. Гиппократ усматривал в этом особенности темперамента. В средние века говорили об оптимуме и пессимуме. И только в наше время Всемирная Организация Здравоохранения позволила настолько расширить депрессивную симптоматику, что депрессия стала расхожей, и мы можем с удовольствием ставить ее себе и окружающим.
С точки зрения Гиппократа, люди, склонные к депрессивным реакциям, назывались меланхоликами, то есть людьми, у которых было много черной желчи. Той самой черной желчи, которая в первую очередь вредила им самим: их переживаниям, их восприятию и их реагированию.
Ясперс говорил в целом о тех людях, для которых характерны депрессивные реакции, особенно в рамках восприятия болезни: депрессивных состояний, вялости и сниженного настроения.
Юнг говорил об интровертах и экстравертах, кого, в обыденном понимании, можно назвать оптимистом и пессимистом. Это люди, для которых стакан был либо наполовину полон, либо наполовину пуст. И здесь сформировалась та самая база, которая позволила увидеть иное в депрессии.
По мере того как развивалась наука, в частности химия и физика, мы стали говорить о людях, для которых депрессивная реакция явилась ни чем иным, как проявлением сниженного энергетического потенциала.
Сниженный фон настроения вкупе со сниженным энергетическим потенциалом как раз и позволил нам очень спокойно и уверенно говорить о современных людях с депрессивными реакциями. Потому что мы, на сегодняшний день, в социуме очень зависимы от того, как мы двигаемся вперед, как мы видим свое будущее, как мы оцениваем самих себя и окружение ближайшее, насколько наш энергетический потенциал позволяет нам продвигать наши идеи, получать удовольствие, и насколько этот момент стал сомнительным с точки зрения социума.
Но есть люди, для которых депрессивные реакции, а особенно их смена на иной фон настроения, являют основу их мироздания, основу их внутренней составляющей. Это так называемые творческие личности.
Всем известны такие знаменитые люди как Пушкин, для которого «Унылая пора! Очей очарованье!» наполняла его идеями. Эдвард Григ был подвержен депрессивным переживаниям и именно в состоянии депрессии писал свой «Пер Гюнт». Наконец, всем известная «Весна» Боттичелли. Его удивительные картины, наполненные светом и теплом, которые как раз и предопределяли вот эту смену: переход из зимней депрессивной спячки в весенний расцвет и повышение настроения.
Именно с этой позиции очень важно оценить именно этих людей, для которых депрессивные переживания являются частью их творческой натуры, отличить их от тех людей, для которых депрессия действительно является болезнью, со всеми опасностями из этой болезни вытекающими. И в следующий раз я расскажу вам о том, чем же, собственно, опасна депрессия. Смотрите, слушайте и думайте.