26-летнюю жительницу Оклахомы Мисти Спэнн недавно приговорили к десяти годам тюрьмы за брак с собственной биологической матерью. Как сообщала местная газета Tulsa World, она получила максимально возможный срок, предусмотренный законом по обвинению в инцесте. Обвиняется и ее мать, 44-летняя Патришия Спэнн, которая не признает свою вину и утверждает, что ничего страшного не произошло: ведь раньше ее лишили родительских прав, «жена» (т.е. дочь) росла с бабушкой. В 2014 году женщины снова увиделись, а спустя два года поженились. Дело «старшей жены» суд рассмотрит в январе. Кстати, ранее Спэнн-младшая вышла замуж за собственного сына, однако спустя 15 месяцев брак аннулировали.
Еще в СМИ засветился 23-летний студент из Аргентины, женившийся на собственной двоюродной бабушке, которой на момент свадьбы стукнул 91 год. Но там хотя бы понятно, о чем речь: после смерти старушки юноша начал борьбу за ее пенсию, которую должен теперь получать как вдовец.
Подобные странности – не редкость. Итальянка Лаура Меси сыграла свадьбу с самой собой. Как отмечает BBC, невеста упрочила позиции развивающегося тренда «сологамии» – брачных отношений без супруга. Точно так же на себе женился неаполитанец Нелло Ружерио, а год назад в «спутницы жизни» выбрала себя жительница Эстонии.
Звенья ли это одной цепи, или разные явления? И зачем люди придают своим патологиям официальный статус, вынося все эти извращения на публику?
Социальный тренд однозначно существует.
Некоторое время назад мне пришлось комментировать серию подобных ситуаций, там, правда, женились на домашних животных. Одна американская семья усыновила фотографию какой-то рок-звезды, и так далее.
Этот тренд на определенном этапе не представляет собой психопатологию, а мотивирован элементарной вычурностью и стремлением привлечь к себе общественное внимание. Это примерно как селфи, только интереснее. Об этом обязательно будет известно, это осветят в СМИ, в соцсетях. Эти вещи и селфи – явления одного порядка. Надо как-то заявить о себе, выйти замуж за собственный автомобиль или жениться на собственной даче. Можно эту ситуацию развивать до бесконечности – как и с именами для детей в виде символов и цифр.
В случае с политиками и представителями шоубиза это однозначно пиар, но наступает момент, когда вполне уместно говорить и об отклонениях в психике.
Артисты и люди публичные, желающие себя выставить, входят в регистр демонстративных личностей, но всегда есть граница, за которой мы усматриваем патологию. Выйти замуж за колесо от автомобиля, мне кажется, это начало, а вот если начать с этим колесом спать – это уже финал. По крайней мере, в психиатрии и в психологии все эти ситуации всегда взвешивают. Если я живу с фотографией любимого артиста, это еще ничего, а вот если я начинаю совершать с ней действия интимного характера, то, наверное, здесь пора уже усмотреть что-то не сильно здоровое.
Часто рассуждают о том, что в медицине нет понятия нормы, но это ложь. Такое понятие в медицине существует и определяется среднеарифметическими показателями.
Кроме того, официальное определение нормы дает и философия: нормой является некий предел, до которого предмет или явление остается самим собой. Все очень просто и незатейливо. Если ложка размером с руку, это просто большая ложка.
Если ложка размером с лопату, это уже не очень ложка. Если я готов, к примеру, жениться на своем огороде, вроде как это и ничего. Но если я выхожу туда спать и произвожу там какие-то действия интимного содержания, это явление утрачивает понятие нормы.
Так что изначально тренд определяется социальными сетями и шумихой вокруг всего публичного, что побуждает людей стремиться повторить столь доступные «подвиги». Это легкий вход в публичность, в освещение СМИ. Психиатрический расклад начинает просматриваться там, где все это сопровождается прочими странными проявлениями. Например, может присутствовать некая бредовая концепция, в рамках которой осуществляется то или иное действие.
И тогда уже случай приобретает психиатрический характер: мы найдем там или какой-нибудь галлюциноз, или еще что-нибудь. Тогда можно говорить о психиатрическом расстройстве. Так что вход – это социум, соцсети (сделать что-то «по-приколу», стремление быть в тренде), потом мы говорим о некоей психологической флюктуации, анализируя ситуацию, усматриваем грань между здоровьем и нездоровьем. А если этого оказывается мало, тогда ставим диагноз психического расстройства.