Я уже рассказывал вам о том, что же такое психосоматическое расстройство. Сейчас я вам расскажу, каков механизм его формирования.
Связь между эмоциональными переживаниями и телесным откликом закладывается нами в самом раннем возрасте. Ребенок приходит в этот мир свободным от всех переживаний, кроме разве что одного – он должен что-то есть. А все остальное – это то, чем мы его наделили.
Обращаясь к ребенку по-разному окрашенной речью, сопровождая обращение к нему телесным контактом, сопровождая всю ситуацию определенной мимикой, мы формируем сложный комплекс психоэмоционального восприятия того, что ребенок слышит, видит, чувствует на уровне физических переживаний, и как это все объединяется в эмоцию.
Естественно, мы принимаем во внимание и те особенности, которые дала нам природа. То есть тот генетический набор качеств и характеристик, который не зависит от нас: это особенности темперамента, характерологических черт, нервной системы и эндокринной системы, то есть, как быстро это все между собой объединяется для того, чтобы сформировать реакцию.
Далее из этого конгломерата, собственно, и складываются особенности реагирования. Когда мы читаем ребенку сказку, мы модулируем голос, мы требуем от него отклика, показываем ему картинку с требованием обозначить именно эту эмоциональную реакцию и запомнить ее, и в следующий раз спрашиваем: «Как ведет себя мишка? Что сказала красная шапочка перед тем, как ее съел волк?» — тем самым закладывая основы реагирования в прямую и в обратную связь.
При этом заметьте, ребенок взрослеет, и кроме того, что мы рассказываем ему, он набирается информации самостоятельно. Он расширяет поле своего восприятия: двигается, получает какие-то физические травмы, сопровождающиеся болью, получает механические и телесные переживания самостоятельно: где-то взялся за теплую батарею, а где-то укололся или зацепился за игрушку и причинил себе боль – все это позволяет ему настраивать общую схему, настраивать тонкий механизм реагирования. Потому что то, что он находит на уровне телесном для себя сам, сопровождается соответствующей нервной реакцией и выработкой гормонов. И если в этот момент мы накладываем на его физику наши эмоции, мы, собственно, и получаем вот эту самую удивительную связь.
И, казалось бы, все складно и гладко, но откуда-то берутся психосоматические расстройства. И вот здесь мы подходим к самому главному, потому что возникает диссонанс между тем, чему мы ребенка учим и чего от него требуем и тем, что он способен нам выдать именно в силу того набора генетического, который он получил от природы.
Если конфронтации между перечисленными системами не возникает, то все в порядке – мы довольны и ребенок счастлив. Но если вдруг, в силу определенных причин, нервная система ребенка говорит ему про одно, его восприятие окружающего говорит ему о другом, а наше требовательное присутствие говорит о третьем – возникает мощный диссонанс, что являет собой прекрасную площадку для развития психосоматического расстройства.
Теперь вы знакомы с механизмом формирования психосоматических расстройств. В дальнейшем я расскажу вам о тех, кто им подвержен, о том, чем они опасны и о том, как с этим быть. Смотрите, слушайте и думайте.