– Ученики ивантеевской школы говорят, что девятиклассник не раз угрожал и одноклассникам, и учителям. А накануне предупреждал: «Всех ждет расплата». Но никто его словам не придавал значения.
– То, что мальчик ходил и всем угрожал, а учителя пожимали плечами или разводили руками — это, конечно, катастрофа,. В школе есть психолог, который ничего не предпринял, не откликнулся на поведение подростка.
– Сообщалось, что мама подростка все-таки обращалась с ним к психологам.
– Наверное они оказались непрофессиональными, потому что не смогли объяснить родителям существующую опасность. Не смогли до них донести, как в этом случае надо поступать. В результате произошли трагические события.
Мы можем говорить, что имеет место проблема, а вот психиатрического она характера или психологического — надо разбираться.
– По словам одноклассников, у подростка было странное увлечение. На уроках он смотрел ролики, посвященные двум американским старшеклассникам Эрику Харрису и Дилану Клиболду, которые 20 апреля 1999 года убили в школе Колумбайн 13 человек.
– А вы знаете, насколько популярна эта тема у детей и подростков? Половина подростков, которых приводят ко мне на консультацию родители, приводят Клиболда и Харриса в пример, говорят, что та расправа – это «нормально». Они твердят, что надо объединяться в группу. Многие из детей берут из имен двух американских подростков-убийц какие-то составные части, придумывают себе ники в соцсетях. Это очень популярные парни среди подростков.
В глазах детей они «носители правды», этакие Робин Гуды. Потому что ребенок, подросток, сталкиваясь с несовершенством мира, приходит к выводу, что кругом обман. Он слаб, не может противостоять, его запугали. А тут появляется парочка, которая берет в руки оружие и вершит, по их мнению, справедливость, отстаивает поруганную честь и мстит за унижения. Это фактически возрастные герои.
Свою роль играют и компьютерные игры. Они не порождают подобные действия, но провоцируют, являются неким триггером, который запускает механизм. Подросток сидит, долго играет, истощается, становится агрессивным, а тут на него нападают родители, что — то от него требуют, отправляют в школу, а там его унижают…
– Как этому противостоять?
– Первое — это любить своих детей. Не по номиналу, что вот, я тебе купила кроссовки и портфель, сделала бутерброд в школу, записала в секцию и давай, вперед! Надо, чтобы дети были подконтрольны, не в том смысле, что, давай, покажи мне свою страницу в соцсетях, я буду отслеживать, править твою переписку. А надо интересоваться, какие у ребенка интересы, чем он живет, что его радует и огорчает, в чем он сомневается. Важен личный пример. Позовите его вместе покататься на велосипедах, пойдите в поход на байдарке, обсудите фильм. Дети — это абсолютно чистые души, готовые откликаться на любое доброе обращение.
Родители, приводя ребенка на консультацию к психологу, сидят там с открытым ртом. Психолог им видится небожителем, потому что с ним ребенок играет, подчиняется ему, демонстрирует инициативу и так далее. Для ребенка это новый человек, он не утратил в его глазах репутацию, ребенок сразу наделяет его вотумом доверия. Открывается ему, только потому что ему уделили внимание. Но в этом может скрываться и большая опасность. Потому что две третьих педофилов действуют по этой же схеме. Ребенок откликается на добрые чувства, на теплое к ним отношение. Так что, проблема здесь несколько шире.
– Как дальше может сложиться судьба подростка?
– Если ему 15 лет, значит он уже подсуден, может нести уголовную ответственность. Если дело закончится судом, он попадет в колонию для несовершеннолетних. А «малолетка» — очень тяжелая вещь…