«Внешний вид и цена — вот главные критерии при подборе нового автомобиля», — дружно говорят маркетологи автосалонов. Но что в действительности заставляет человека остановить свой выбор именно на той или иной машине?
Наполеон вернулся
Единого объяснения, что движет всеми людьми при выборе машины, нет. Но есть различные идеи, которые справедливы для разных людей.
Например, распространенная идея о комплексе Наполеона: чем меньше рост владельца, тем большую по размеру машину он выберет. Или вот еще одна: выбор мужчины — это соответствие качеств автомобиля его внутренним притязаниям. Кто-то по этой причине выбирает себе обязательно большой внедорожник, кто-то — мощный и быстрый спорткар, кто-то — большой седан. И дело тут не столько в назначении автомобиля такого типа, а именно в образе владельца, который он сам себе рисует.
Есть и другие типичные идеи. Например, муж считает, что его жена плохо и неуверенно водит, поэтому ее машина должна быть большой и прочной. Что будет с остальными участниками движения и удобно ли ей самой будет ездить, его в этот момент не интересует. Ему представляется, что в этой машине его жена будет в безопасности. Если видите хрупкую женщину, которая садится за руль громадного внедорожника — это не значит, что она собирается преодолевать топи тверских болот, здесь как раз такая история.
Хотя тут могла быть реализована и другая, уже женская идея захватнического толка.
Все ждут, что девушка должна быть за рулем маленькой умилительной красной или желтой машинки, а она в пику им купит себе черную и большую — пусть считаются с ее интересами и уступают ей дорогу.
Счастье есть
Машина для нас — не просто средство передвижения. Нам она должна приносить удовольствие.
Есть множество исследований потребительской удовлетворенности, но проводилось и такое исследование: измеряли «счастливость» автовладельца. И вы знаете, хозяева машин какой марки оказались самыми счастливыми? Марки Skoda! А ведь самыми популярными эти автомобили не назовешь, как и самыми престижными.
(Почему именно владельцы Skoda самые счастливые, экспертам сказать сложно. Скорее всего, потому что это семейные машины для середнячков. Более дорогие и навороченные марки покупают богачи — а люди с большими деньгами склонны к тревожным состояниям и завышенным требованиям. А совсем дешевые авто покупают те, у кого не все в жизни так уж прекрасно.)
И все же сама последовательность рассуждений при выборе машины почти всегда одна и та же. Сначала человек смотрит на самый дешевый вариант в интересующей его ценовой категории. То есть цена — это основное. Потом уже он обращает внимание на уровень оснащения, что в этой машине есть. По этой причине сейчас корейские автопроизводители, которые идут по пути активного завоевания рынка, пытаются дать максимум наворотов за минимум денег. И лишь после этого будущего владельца беспокоит пресловутое соотношение цены и качества.
Мода на цвет
Выбор цвета автомобиля зависит от желания быть в общем тренде. В 90-е был популярным черный цвет, и все стремились покупать черные машины. Потом, в 2000-е, популярность перешла к серому или серебристому, а еще позже пошла мода на белый. Сейчас все чаще люди выбирают странные цвета: яркие, хамелеоны, матовые, с какими-то сложными текстурами. Видимо, появился запрос на креативность, многим хочется казаться нестандартными, выделиться из общей массы людей, у которых на первом месте — практичность.