«МЧС России приносит свои извинения за неподобающее поведение двух пожарных. Министерство категорически осуждает этот поступок», — сообщили в пресс-службе МЧС.
В министерстве отметили, что личный состав предупрежден о недопустимости таких порочащих действий. Представитель ведомства напомнил, что из горящего здания пожарные спасли почти 700 человек, также более 10 пострадавших извлекли из-под завалов.
Как квалифицировать такое пристрастие к селфи?
По поводу пожарных у меня вот какой вопрос — а они там с улыбками на лице, с какой-то жестикуляцией? Или они просто стоят на фоне? Потому что это может быть снимок геройский, мол, посмотрите, мы спасем людей. У меня двоякое к этому отношение. Я ни на секунду не сомневаюсь в героизме сотрудников МЧС, я многих знаю лично.
И я помню, еще при социализме были такие агитплакаты, это было нормально, когда людей фотографировали — военных на фоне танка, пожарного на фоне пожара. И я сейчас как раз вижу этот снимок. Он очень спорный, потому что лица немножечко завуалированы, ведь есть и другие фотографии пожара, где огнеборцы с пламенем воюют. Может быть, это уже финал пожара, и люди фотографировались на фоне пепелища, побежденного огня.
При этом я бы очень не хотел, чтобы пожарные стали жертвой очередного перегиба. Не получится ли так, что на людей наехали из-за того, что какой-то снимок надо было пропиарить, не подстава ли это?
Даже производители гаджетов стали в рекламе, в описаниях своих изделий четко обозначать, что специально для селфи. Более того, я был на программе, которая была посвящена феномену селфи. Так там были фотографии первых лиц государства, которые делали селфи, — Обама с похорон, Ангела Меркель с кем-то из французов. Даже политические лидеры этим грешат.
Так почему бы и двум пожарным не сфотографироваться? То есть мы демонстрируем некую избирательность. Я не согласен с тем, что селфи стоит обозначать как заболевание. Все зависит от того, как к этому относиться. Конечно, есть нездоровый подход. Например, британский подросток в прошлом году 6 или 7 месяцев не выходил из дома, потому что никак не мог сделать качественный снимок.
Очень многое зависит просто от посыла. Если я фотографируюсь на фоне упавшего самолета и оторванных рук и перебираю, как какой-то корреспондент BBC это сделал, предметы этих людей, то это совсем другое дело. Здесь профессионализм не допускает такого. Не должен он, конечно, так делать.
Селфи — это новая фишка, это социальные сети, это интернет, от которого мы уйти никуда не можем, и это нормально, мы должны это принимать. Поэтому каждый отдельный снимок, каждый отдельный эпизод должен взвешиваться с учетом всех обстоятельств. И только тогда можно выносить какое-то суждение.
Далеко не всегда в уместной обстановке фотографируются. Охотник, который на фоне трофея фотографируется — это допустимо или нет? 15-20 лет назад этот снимок ни у кого не вызвал бы вообще никаких эмоций. Сегодня организация по защите животных кричит: «Как же это можно?!»
Каждый отдельный снимок нельзя вырывать из контекста.