Зависимости

Среди множества проблем, с которыми сталкиваются люди в современном обществе, едва ли не самая важная — проблема зависимости. Вопросов, возникающих при обсуждении этой темы, великое множество и систематизировать их непросто. С зависимостями человечество знакомо столько, сколько существует на Земле.

Условно их можно разделить на физическую и психологическую. Условно, потому что нет возможности точно определить, где проходит граница и сколь глубоко взаимопроникновение этих областей, в том числе и различные варианты созависимого поведения. Наиболее показательна ситуация с формами зависимости от психоактивных веществ (алкоголь, никотин и т.д.) и психофизиологических феноменов (игровая, компьютерная, интернет, шопинг-зависимости и т.д.).

Однако, по порядку и не торопясь. Все вещества, воздействующие на Центральную Нервную Систему (ЦНС), можно разделить на два класса – стимулирующие и тормозящие её (несколько особняком расположились галлюциногены). Выбор вещества для каждого пациента строго индивидуален и определяется не только особенностями его психики в целом, но и его психическим состоянием на момент принятия решений. Запускающими процесс поиска и выбора своей схемы потребления, а также формы и особенностей течения процесса. Его глубины, тяжести и прочих компонентов, определяющих так называемую индивидуальность процесса и соответственно индивидуальность подхода в решении проблемы.

Существует великое множество лечебных техник, методик и тренингов, помогающих конкретному человеку (а зачастую и всей семье) избавиться от недуга. У всех на слуху такие «термины», как – КОД, ПОДШИВКА, АНТИДОТ, БЛОКАДА. Как разобраться в обилии и многообразии рекламных роликов и брошюр? Как определить простому человеку, не специалисту, где правда, а где вымысел? К кому обращаться: к врачу, к психологу, к экстрасенсу?

Попробуем разобраться в этих вопросах. Процесс формирования зависимости весьма длительный и затрагивает все сферы жизнедеятельности. Складывается из особенностей воспитания, определённого круга общения, социального статуса, специфических интересов и соответствующих всему перечисленному оценок «хорошо» и «плохо». Своеобразного уникального отношения к своему внутреннему и окружающему мирам.

Психиатр г Александр Федорович

Итак, правила: первое, на что следует обратить внимание в разговоре — это наличие критического отношения к ситуации, то есть — готовность быть откровенным и признать наличие проблемы. Второе – логичность и целостность в обсуждении сложившейся ситуации. Третье — готовность (не на словах, а на деле) обратиться за консультацией к психотерапевту для точной диагностики и решения вопросов о комплексной терапии.

Выбор специалиста на первом этапе не принципиален, важно дойти до него и принять его мнение за отправную точку отсчёта. Нет необходимости ограничиваться мнением одного человека. Возможно и даже логично повторное обращение к другому специалисту в смежной области. Например, к врачу (психиатру, неврологу, терапевту и т.д.), а затем к психологу или педагогу, если речь идёт о ребёнке.

Четвёртое – обследование должно быть комплексным и касаться не только физического состояния (анализы и инструментальные исследования), но и психического (клинические интервью и психотестирование). Этот же постулат применим и в выборе терапевтического подхода. Не стоит ограничиваться только медикаментозным или только психотерапевтическим воздействием (что довольно часто можно наблюдать в работе «настоящего психиатра» или «чисто психолога»).

Пятое – терапия должна быть не только комплексной, но и длительной, ибо процесс восстановления — реабилитации должен затронуть все (в том числе малозаметные, но от этого не менее важные) аспекты жизнедеятельности: самооценку, иерархию ценностей, взаимоотношения с окружающими и не только близкими людьми, необходимость найти и занять своё место в социуме и так далее.

Шестое – значимость поддерживающей терапии и профилактических мероприятий даже тогда, когда нет рецидива долгое время, ибо срыв — это «привычный» результат взаимодействия с внешним миром. Какие же существуют препараты и методики?