Синдром эмоционального выгорания. Что же это такое? Кто подвержен этому явлению?
Проблема эмоционального выгорания, — речь идет о неком психоэмоциональном истощении как первом этапе развития этого достаточно тяжелого синдрома, — свойственна людям социальных профессий, «помогающих» профессий. Таких как: врачи, психологи, психотерапевты, педагоги, социальные работники. Тот психоэмоциональный спуд, который несут на себе эти люди, — он их истощает. Истощает катастрофически!..
Сами по себе эти люди уже особенные! Они склонны к сочувствию, они склонны к отражению, они склонны к принятию эмоций, сопереживанию клиенту, пациенту в самых сложных жизненных ситуациях (потеря близкого человека, переживание острого горя, преодоление семейных кризисов, различные формы зависимости: от интернета, алкогольной, наркотической). Психолог, психотерапевт выступает неким посредником, неким буфером между человеком, обратившимся к нему за помощью и какой-то системой: социальным институтом; руководящими работниками, которые над ним довлеют; проблемами, препонами, с которыми человек сталкивается в своей повседневной жизни — и человек помогающей профессии, специалист в этой области берет на себя право и обязанность этому человеку помочь!.. Это, естественно, очень тяжелый спуд, потому что неизвестно, как всё сложится, хватит ли у этого человека сил, хватит ли у самого специалиста сил вывести клиента из непростой ситуации победителем, преодолеть депрессию, отчаяние, апатию, физическую вялость, неуверенность в себе.
В среде психологов, психотерапевтов существует официальный термин «супервизия», когда на сам процесс работы с клиентом приглашается другой участник, психотерапевт, который наблюдает именно за процессом работы. Он оценивает работу психотерапевта с тем, чтобы выявить у него наличие симптомов выгорания. Почему это важно и опасно для работы? Потому, что один из вариантов проявления — это манипулирование клиентом. Это осуществление так называемых переносов, контрпереносов, когда психотерапевт из своей житейской обыденности привносит свои переживания непосредственно в работу, отчего клиент, в конечном итоге, страдает. И страдает очень серьезно, потому что он не получает того, за чем пришел: за избавлением от эмоциональной нестабильности, от внутренних комплексов, семейных конфликтов, несовместимостей, преодолением эмоциональных стрессов. То есть, запрос его остается неотреагированным, заявленные проблемы — неразрешенными.
Как же проявляется этот синдром, в чём выражается?
В первую очередь, специалист обесценивает самого себя. На фоне общей эмоциональной и физической усталости, он переживает мысли о том, что он малозначим, испытывает внутреннюю опустошенность, раздражительность… Что то, что он делает, в общем-то, никому и не нужно, теряет смысл жизни… Результат не особенно имеет значение… Он обесценивает и пришедшего к нему за помощью тоже! «Не получилось — и не беда! Придет другой… Наверное, это неважно в принципе… И работа не важна… И специальность сама по себе не особенно важна… И наступает кризис в отношениях, занижается самооценка…» Довольно часто нарушается сон, развивается бессонница, появляется раздражительность, тревожность, что ведет к утрате уверенности в себе и эмоциональной нестабильности.
Сначала «не можется», потому что истощение столь велико, что психотерапевт теряет способность к сопереживанию; он теряет тонкие, так называемые когнитивные функции, которые позволяют ему быть в тонком диалоге, сопереживать человеку, вжиться в его ситуацию, с тем, чтобы понять его характер, особенности его отношения и так далее.
И вот когда эти способности притупляются, утрачиваются, тогда возникают, как защита на эту утрату, ощущение, что, в общем-то, я и не хочу… Раз я не хочу, тогда зачем к этому стремиться?… И вслед за этим возникает кризис в отношениях не только с коллегами, но и в отношениях с родными, с детьми, с партнёром по браку.
Как не допустить, как проконтролировать своё состояние, возможно ли это?
Возможно и нужно! Существует, как мы уже говорили, супервизия, когда присутствует психотерапевт, наблюдающий за работой психотерапевта. Что же касается самоконтроля, то здесь всё тоже достаточно просто, ибо психоэмоциональные переживания психотерапевта неминуемо выливаются в его физиологию; в нарушение его физиологических процессов. Таких тонких, как, скажем, качество сна, настроение (раздражительность, нежелание продолжать работу, поддерживать какой-то диалог: диалог со своими близкими, с коллегами по работе). Человек замыкается в себе.
Следующий шаг — уже депрессия с элементами соматизации, когда организм отвечает нарушением физиологических функций: сна, аппетита, изменением веса, изменением отношения к себе, пессимизм в оценке себя, пессимизм во взглядах на перспективу, неспособность испытывать удовольствие и так далее. То есть, это целый комплекс переживаний, ощущений, которые разрушают организм весьма и весьма, ибо, в таких, казалось бы, не очень значимых проявлениях мы наблюдаем биохимические отклонения: нарушается уровень кортикостероидов (гормональный фон), нарушается ферментативный фон, доходит до того, что в далеко зашедших случаях наблюдается даже кровоизлияние в кишечную оболочку.
Если мы говорим о стрессе, о серьезном стрессе, о череде стрессов, то скорее депрессивные переживания выводят человека из работоспособного ритма.
Это всё касается психологов, психотерапевтов.
Но есть еще педагоги. Кто проконтролирует их состояние? — Их коллеги. Есть определенные признаки. Педагог, придя в учительскую, раздражен, а раздражение — это реакция самозащиты, и своим коллегам говорит, что достали меня эти дети! Это уже невозможно! Сколько можно?!
И такое состояние демонстрирует изо дня в день, он перестает следить за собой, за качеством одежды, он всё обесценивает: школу и окружающих; заниматься этим бессмысленно, дети все странные, ни на что не годящиеся и так далее и так далее… Коллеги должны бить тревогу!
Повторимся: признаки выгорания самые простые: психическая и физическая усталость, чувство беспомощности, несостоятельности, увеличение неудач, раздражительность, агрессивность, нежелание идти на работу, боязнь предстоящего выхода, предстоящего общения на работе. Человек заранее настраивает себя на негатив, на неуспех. Стремление побыстрее закончить работу, уйти с работы.
Синдром эмоционального выгорания характерен для людей, которые находятся в профессии от пяти и более лет. Он нарастает со временем.
Пора поговорить о профилактике. А профилактика очень простая: нужно нормировать рабочий день, нужно быть общительным, нужно в обязательном порядке заниматься физкультурой. Я акцентирую внимание именно на этом слове: физкультура, а не спорт, потому что спорт — это дополнительные нагрузки, дополнительное истощение. Найти для себя какие-то творческие занятия, хобби, всё, что доставляет удовольствие. Жизнь не должна состоять только из работы!.. Активный отдых: рыбалка, туризм! Йога, аутотренинг. Есть огромное количество дыхательных релаксационных техник.
Улыбка — одна из форм профилактики синдрома эмоционального выгорания. Внутренний рост, общение с детьми, с животными. Каждый должен найти для себя что-то, что его «наполняет»!
Александр ФЕДОРÓВИЧ, а в эту категорию попадают люди работающие в сфере IT ? (системные администраторы, тех поддержка и т.п.)?
Нет. Люди, работающие с техникой, в эту категорию не входят. Синдром эмоционального выгорания, как он понимается специалистами, включает лиц т.н. помогающих специальностей. Это врачи, адвокаты, социальные работники и т.д. Основной критерий — сверхответственность за судьбу человека. Схожая симптоматика (в частности, астеническая), может наблюдаться при таких состояниях как невроз, хроническая усталость, депрессия, стресс. Иногда и при различных соматических недугах.