Чем ближе подходит осень, тем больше портится настроение у людей… Мысль о том, что после отпуска надо выходить на работу, вне всяких сомнений, разрушает психику. Это как после Дня рождения. Ведь перед Днём рождения есть приятные ожидания: подарки, переживания, гости, и так далее и так далее. А дальше, как в песне: «Закончен вечер, и гаснут свечи…»
Самое главное — чтобы работа была интересной, приятной, доставляющей удовольствие. И тогда человек будет переживать приход лета как тяжелую фрустрацию: что, вот, надо теперь расстаться с любимой работой… что же делать?.. скорее бы оно закончилось!..
Но люди чаще выбирают работу ради денег или по территориальному признаку: рядом с домом. Каждый человек выбирает для себя свой формат. Всё вышеперечисленное — это некая компенсация: да, я не очень люблю свою работу, но зато я денег там «поднял» или «немножко далеко ехать, но зато я увижусь там со Светой или Зиной, или с Элей, поэтому у меня всё будет хорошо».
Как же научиться получать удовольствие сейчас? Ведь мы говорим о депрессии, которая возникает, по сути, в середине лета!.. Как расслабиться на отдыхе, как избавиться от тревожных переживаний в отпуске: как там без меня?..
Вот вопрос «как там без меня планета крутится?» — это классика тревожности! Текущая проблематика всегда зависит от способностей личностных. Если человек говорит: «Я не могу сделать это» или «Я не могу так поступить» — то это всегда повод, чтобы обратиться за консультацией к психотерапевту. Ибо это — некая зашоренность, некая неспособность, а может быть, страх, а может быть, некие клинические проявления.
Есть такое мнение, что раньше люди работали и не обращались ни к каким психиатрам, психотерапевтам. Обращались! Только психиатры и психотерапевты выглядели иначе, были в несколько иной ипостаси. Были конфессии, были «Сократы»-бродячие философы, гадалки, экстрасенсы. Это всё были жёсткие психотерапевтические сессии.
Но неужели человек стал настолько слабым, что он не может справиться со своими проблемами? Я думаю, что ему не стоит тратить на это силы. Зачем? Ведь урбанизация, разделение труда… Если ты хорошо кладёшь кирпичи или режешь гайки — молодец, занимайся этим. А если у тебя возникают какие-то потребности: поесть свежего хлеба или испить ключевой воды, то есть для этого хлебопёки и водоносы!..
Другое дело, что нужно чётко понимать, почему? Почему человек считает, что тебе нужно обратиться куда-то или к кому-то, и не есть ли это некое отражение? Может быть, этот человек сам думает о таком обращении? И таким образом пытается навести коммуникацию, сблизиться с тобой и узнать у тебя: как там всё прошло, когда ты вернёшься с консультации психотерапевта?
Этот вопрос может встать в небольших населенных пунктах, где все друг друга знают. Хочется сохранить конфиденциальность. Раньше это решалось тайной исповеди. Теперь стало значительно сложнее. И не только потому, что «сливаются» базы в эфир, становятся доступными и свободными. И не потому, что психолог или психиатр, к которому Вы обратились, может об этом поведать, но само то, что Вас видели рядом с «этой» дверью, с «этой» табличкой, уже наводит на определённые сомнения.
А это — наш страх. Что обо мне подумают? Я должен быть «как все» и думать обо мне должны хорошо и правильно и за счёт этого я буду чувствовать себя уверенней, потому что у меня нет внутренней уверенности.
Но как решиться на такой визит? Обращаться к психологу, чтобы он замотивировал меня обратиться к психологу???
Нельзя-нельзя-нельзя надеяться на то, что «меня замотивируют»!.. Здесь подход несколько проще. Знаменитый психиатр, психотерапевт Отто Кернберг говорил, что терапия начинается с того момента, когда пациент или клиент взял трубку телефона и позвонил психотерапевту. С этого момента начинается его выздоровление.
Что же может заставить позвонить психотерапевту? Зачастую, психологические переживания сопровождаются физическими переживаниями, соматическими. Нарушения сна, снижение аппетита, или, наоборот, его усиление, сердцебиение, влажные ладони, нарушение дыхания, ощущение инородных предметов, ком в горле, — это всё моменты которые могут и служат поводом для обращения. Другое дело, если человек испытывает какие-то переживания с сердцем и с дыханием, то он идёт к другому специалисту!
Существуют ли природные антидепрессанты? Из того, что на сегодня предлагают — это только фрукты. В частности, бананы. Они, вроде как, содержат серотонин, поэтому включают серотонинергическую систему.
Что же касается всего остального, — сложно об этом судить, растительные технологии мало освещаются.
Из природных непищевых антидепрессантов я бы назвал солнце, водные процедуры, любую физическую нагрузку, но не спорт, а именно физкультуру.
Необходимо изыскать возможность, средства получать удовольствия, хотя бы самые минимальные. Именно с этого нужно начинать, именно с этого начинается депрессия, когда человек перестает испытывать удовольствие — это первый тревожный симптом, к которому нужно отнестись со всей серьезностью.
Бывает, что люди страдают просто от безделья. Была у нас такая терапевтическая форма: трудотерапия. В этом был свой определённый резон для определённых пациентов, потому что зачастую нужно почувствовать уверенность в себе, испытать этот момент. А уверенность в себе возникает с момента достижения. Что-то сделал собственными руками — получил внешнее, общественное подкрепление.
Морская приборка была придумана, чтобы отвлечь матросов от погружения в себя. Но в море существует ещё и такая вещь, как депривация, то есть, снижение возможности реагировать на какие-то процессы, включать какие-то функции. У подводников — слышать разнообразные звуки, переживать тактильные ощущения. Смена средовых процессов — это очень-очень важные вещи!
Да, без сомнения, труд должен отвлекать. Более того, человек чувствует свою. причастность, он видит плоды рук своих, общую поддержку, он чувствует себя единицей в коллективе.
Проблема ли — сенсорный голод и чтобы его не было, нужно обниматься 4 раза в день? Без сомнения! Особенно для тактильщиков-кинестетиков!